* | ||||||
| ||||||
|
|
| ||||
Вступление :Данная работа не содержит в себе каких-либо агитационных лозунгов и
пропаганды. Статья:Ф. Ницше и А. Гитлер.Горе тому, кто слаб!(А. Гитлер)Известно, какой кровавый след оставили в истории нелюди, возомнившие себя сверхчеловеками. Но виновен ли в этом Ницше? Ни в коем случае. И кому же придет в голову обвинять стрелку барометра, предсказавшего ураган, в наступлении этого бедствия? Пустившая чрезвычайно глубокие корни национал - социалистическая легенда о Ницше как вдохновителе и предтече этой идеологии с удивительной готовностью была воспринята и у нас. Что могли узнать о Ницше наши читатели? Вот только несколько примеров из книг отечественных авторов: "Творчество Ницше - настоящий гимн насилию и войне". "Ницшеанство одержало победу в виде национал-социалистского миросозерцания". "В философии Ницше иррационализм... непосредственно смыкается с открытой апологией насилия, вседозволенности, войны... агрессивного национализма, колониализма, расизма". Короче говоря, Ницше предстает исчадьем ада. Но никто из отечественных авторов не посчитал нужным объяснить, каким образом у Ницше сочетается проповедь всего этого бреда о мировом господстве арийской расы с тем, что он, напротив, постоянно предупреждал об опасностях национализма и подчеркивал: "Политический расцвет народа почти с необходимостью влечет за собой духовное обеднение и ослабление". “ 1
Однако последние исследования, опубликованные в Германии, заставляют по-новому взглянуть на идейное родство коричневой чумы ХХ века и Ницше, жившего в 1844-1900 годах. Как утверждают их авторы, израильский историк Стивен Ашхайм и его немецкий коллега Манфред Ридель, изучившие архивы философа, близость эта носила больше искусственный характер. В частности, нет документальных свидетельств, что Гитлер серьезно штудировал произведения Ницше. Разумеется, он мог быть знаком с самой известной книгой философа "Так говорил Заратустра": 150 тысяч экземпляров ее были специально отпечатаны для солдат кайзеровской армии в первую мировую войну, а будущий фюрер тогда служил на Западном фронте. Тем не менее в программном манифесте Гитлера "Майн кампф" крайне мало идейных заимствований из Ницше, кроме расхожего тезиса о "сверхчеловеке". “ 2 Остановимся на этих заимствованиях чуть подробнее. Для этого откроем книгу "Майн кампф" и попытаемся сопоставить две теории. Далее будут предложены цитаты из программного манифеста Гитлера и мои краткие аннотации к ним, которые помогут убедиться в расхождении гитлеровского тезиса о “сверхчеловеке” с высказываниями немецкого философа.
1) “ Результатом этого заложенного во всей природе стремления к расовой чистоте является не только строгое отграничение отдельных рас друг от друга, но и известная однородность внутри каждой из них. Лиса всегда остается лисой, гусь - гусем, тигр - тигром и т.д. ; разница тут может заключаться только в большей или меньшей выносливости отдельных экземпляров, в большем или меньшем уме, понятливости и т.д. Но никогда нельзя встретить лисы, которая обнаруживала бы какие-нибудь гуманные намерения по отношению к гусю, как никогда мы не встретим кошки, склонной к дружбе с мышами. “ 3
Уже сразу замечаем, что идея “сверхчеловека” Ницше “мутировала” у нацистов в теорию о “сверхрасах”. К тому же в этом отрывке человека полностью уподобляют животному. Хотя по Ницше человек – вторая ступень после животного. "Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью. Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка".4 Именно по этому мне не понятно, как Адольф Гитлер может рассуждать о дальнейшем развитии “сверхрасы” и одновременно в своей книге возвращается к “низшей форме существования”.
2) “ Было бы совершенно праздным занятием спорить о том, какая раса или какие расы были первоначальными носителями всей человеческой культуры, а стало быть и основателями того, что мы теперь обозначаем словом "человечество". Все то, что мы имеем теперь в смысле человеческой культуры, в смысле результатов искусства, науки и техники - все это является почти исключительно продуктом творчества арийцев. Из этого конечно можно не без основания заключить, что и в прошлом именно арийцам принадлежала эта самая высокая роль, т.е. что арийцы явились основоположниками человечества. Ариец является Прометеем человечества. ” 5
Прежде всего в этой цитате хочется обратить внимание на время появления “сверхрасы”. Ницше утверждал, что сверхчеловека ещё не существует “Человек погибнет и придет на его место сверхчеловек.” 6 Гитлер же пишет, что арийская раса – основоположники человечества.
Если у Ницше речь идет о достоинстве человека как личности, то у нацистов - о превосходстве. Яростный протест великого философа против посредственности и унылой серости был деформирован до разновидности массовой, убогой, но страшной идеологии. Да, Гитлер мог вычитать в "Заратустре" гимн войне. Но дело в том, что у Ницше речь идет прежде всего о войне духа. И призывал он не к войне в обычном смысле этого слова, а к "войне за свои мысли". Извращая суть высказывания Ницше, кто только с торжеством не тыкал пальцем в строки: "Я призываю вас не к работе, а к борьбе!" Но дальше-то идет фраза, придающая совершенно иной смысл сказанному: "Да будет труд ваш борьбой и мир ваш победою !" Разве не ясно, что речь идет о совсем другом значении войны и мира, борьбы и победы? Да, Гитлер мог отыскать в "Заратустре" мысль о неравенстве людей. Но, по Ницше, неравенство это, помимо различий в одаренности, состоит и в том, что люди "стремятся к будущему по тысяче мостов и тропинок", а не маршируют стройными колоннами под общими лозунгами, как это было в истории некоторых народов. Для Гитлера кайзеровская Германия была "замечательным примером империи, созданной исключительно на основе политики силы", наградой немцам "за их бессмертный героизм". А для Ницше? Не говоря уже о том, что для него вообще "государством называется самое холодное из всех холодных чудовищ". Германскую империю он считал концом немецкой культуры и философии, ибо "могущество одуряет". И это одна из самых мягких оценок Ницше. Хорошо известно, что тремя аксиоматическими постулатами нацистской идеологии явились национализм, славянофобия и, главное, антисемитизм. Как обстоит дело с этими понятиями в философии Ницше, взятой в общем контексте? О национализме. Ницше писал, что "у современных немцев появляется то антифранцузская глупость, то антиеврейская, то антипольская, то романтико-христианская, то вагнерианская, то тевтонская, то прусская". Крылатый лозунг национализма - "Германия превыше всего"- Ницше считал концом немецкой философии... Считая евреев "самой сильной, самой цепкой, самой чистой расой из всего теперешнего населения Европы", Ницше глубоко раскрывал корни антисемитизма, им всегда осуждавшегося: Но довольно примеров. Важен итог. Ницше не имеет ни малейшего отношения к тому, что провозгласили нацисты, бесстыдно и нагло ссылаясь на этот великий ум с его трагическим мироощущением. А ведь он словно дает зарисовку с нацистского митинга: "Не люблю и этих новейших спекулянтов идеализма, антисемитов, которые нынче закатывают глаза на христианско-арийско-обывательский лад и пытаются путем нестерпимо наглого злоупотребления дешевейшим агитационным средством, моральной позой, возбудить все элементы рогатого скота в народе".7 Родство Гитлера и Ницше - миф, - заключают современные исследователи. - С таким же успехом можно считать пророка Мухаммеда идейным предтечей исламских террористов, а Иисуса Христа – вдохновителем святой инквизиции и крестовых походов. 8
Приложение.
1. Патрушев А.И. Жизнь и драма Фридриха Ницше. 2. Александр Михайлов. Конец легенды. // Сегодня. 2000; стр. 79. 3. Адольф Гитлер. Моя борьба; стр. 157. 4. Ницше Ф. Собрание сочинений в 2 томах; 1 том; стр. 251. 5. Адольф Гитлер. Моя борьба; стр. 149. 6. Ницше Ф. Собрание сочинений в 2 томах; 2 том; стр. 140. 7. Патрушев А.И. Жизнь и драма Фридриха Ницше. 8. Александр Михайлов. Конец легенды. // Сегодня. 2000; стр. 27.
Отзывы и предложения о статье присылайте на адрес: tiger_85@bk.ru Статья с www.morsell.narod.ru
| ||||||