* | ||||||
| ||||||
|
|
| ||||
Статья : Сверхчеловек, кто он?В России, вступившей на путь модернизации, идеи Ницше воспринимались как призывы к свободе и творчеству. Отечественные мыслители увидели в немецком философе вдохновенного проповедника новых религиозных учений, зовущего на борьбу за абсолютные ценности духа. В России первостепенное внимание было уделено ницшеанской идее сверхчеловека.Начиная с 1899–1901 годов стремительно разрастались споры вокруг ницшевского понятия “Ubermensch”. Уже на заре нынешнего столетия появились первые опыты классификации объяснений образа “сверхчеловек”. В 1906 году в работе “"Сверхчеловек" Ницше” автор — С. Знаменский выделил две концепции сверхчеловека у Ницше: - биологическую теорию “homo supersapiens”, исходящую из дарвиновского учения об эволюции; (результат культурно-духовного совершенствования человека, тип, настолько превосходящий современного Ницше человека, что он образует как бы новый и особый биологический тип). “Вверх идёт наш путь, от рода к сверхроду”! И далее: “Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека – посмешищем или мучительным позором”.(1) - культурно-историческую, по которой сверхчеловек— “homo sapiens perfectus” — совершеннейший человеческий тип. В дальнейшем к ним добавились другие прочтения ницшевской теории сверхчеловека: культурно-этическое (Н. Авксентьев, Н. Абрамович), религиозно-метафизическое (А. Белый, Н. Бердяев, Д. Мережковский), социально-аристократическое (Е. Тарле, Ф. Зелинский). Столь широкий разброс отечественных истолкований теории о сверхчеловеке был обусловлен прежде всего различием миросозерцании самих критиков. Однако также немаловажным обстоятельством стало то, что в текстах Ницше отсутствовало “четкое” представление о понятии “сверхчеловек”. Такая “размытость” образа подтверждала противоречивость этого понятия у самого Ницше. Е. Трубецкой назвал работу германского философа о сверхчеловеке “сводом всех внутренних противоречий учения Ницше вообще”. Однако будем ли мы рассматривать сверхчеловека как особый биологический вид или как наиболее совершенный тип человека, в любом случае, по Ницше, на пути к достижению совершенства, необходима трёхкратная трансформация человеческого существа в сверхчеловеческое начало. В речи “О трёх превращениях” Заратустра указывает три стадии таких превращений: - на начальной ступени человеческий дух символизирует верблюд, нагруженный многочисленными выхолощенными заповедями; - на второй стадии превращение верблюда во льва - человек освобождается от пут, связывающих его на пути к сверхчеловеку и завоёвывает себе свободу для созидания “новых ценностей”. С этого момента начинается переход человека в сверхчеловека; - заключительная метаморфоза–превращение льва в ребёнка–представляет собой положительный этап появления сверхчеловеческого типа. Младенчество символизирует утверждение жизни: ”Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, начальное движение”.(2) Преобладали в отечественной литературе два подхода к истолкованию истинного образа сверхчеловека: “филологический”, исходивший из словесной формы термина Ubermensch; и “археологический”, основанный на исторических сведениях об основателе религии зороастризма, герое иранской мифологии — Заратуштре. Именно этот герой стал прототипом ницшевского пророка Заратустры, в уста которого Ницше вложил проповедь о сверхчеловеке. Что же касается самого термина Ubermensch, то большинство отечественных исследователей полагало, что этот термин пришел в сочинения Ницше от Гёте. “Гёте произнес это слово иронически и вскользь, Ницше же вложил в него самостоятельное содержание”. Ощущение нависшей угрозы гибели ценностей “старой” декартово-кантовой культуры, разделяли многие знаменитые современники. Первоначальное внимание Л. Толстого к творчеству Ницше было вызвано именно его реакцией на ницшеанскую идею сверхчеловека. Одно из первых упоминаний Толстым имени немецкого философа относится к 1898 году. Рассматривая идеал сверхчеловека как “в сущности старый идеал Нерона, Стеньки Разина, Чингисхана, Наполеона”, Толстой видел в нем характерную для своего времени и гневно осуждаемую им попытку замены идеала нравственности идеалом красоты. В религиозной среде и представителями старшего поколения философов-идеалистов сверхчеловек Ницше был воспринят как воплощение злого начала, которое стоит вне всякого нравственного порядка, действует на основании собственных инстинктов, в соответствии с основным своим влечением — “жаждой власти”, и при этом не щадит ни себя, ни своих ближних. Таким образом, в ряде сочинений грядущий Ubermensch Ницше был приравнен к образу зла: Сатана по иудейским и христианским канонам, Ариман у персов, Шива в индуизме. "Человек должен становиться все лучше и злее"— так учу я. Самое злое нужно для блага сверхчеловека.(3) В очерке, помещенном в журнале “Богословский вестник” за 1901 год и носящем примечательное название “Сверхчеловек Ницше и Человек Христа”, идеал немецкого философа был уподоблен духу зла, изображенному М. Лермонтовым в “Демоне”. В лекции о Лермонтове, прочитанной в 1899 году, Соловьёв назвал поэта предшественником Ницше – соблазнённым демоном зла, жестокости, гордости и сладострастия.(4) На самом деле даже зло имеет свое будущее. “Ваша душа так далека от понимания великого, что Сверхчеловек с его добротой будет для вас ужасен”.(5) Напротив, философами-идеалистами младшего поколения: символистами, модернистами и богоискателями сверхчеловек воспринимался, в основном, как нравственный идеал, как мистическая личность, символизирующая собой жизненную и творческую мощь: “Сверхчеловек — благородное величие могучего творческого духа, в котором все высшие свойства человеческой природы получают полное развитие, это существо, готовое раздать всякому дары своего безмерно богатого духа”. Ницше не считает,что безликой массе придет конец, если высший тип человека станет хозяином на земле. Ибо направлять движение масс высшие люди не должны. Наоборот, масса должна не покладая рук работать, чтобы создать все условия для "господ земли", способных творить новые ценности. Но прежде чем все это может случиться, возвещает Ницше, должны прийти варвары, которые разрушат нынешнее господство масс и создадут возможности для свободного произрастания выдающихся личностей. Для демонстрации цели,к которой нужно стремиться в своем развитии человечеству, Ницше приводит миф о сверхчеловеке. Прежде всего он считает, что "человек есть нечто, что должно преодолеть". Но это не произойдет автоматически, в ходе естественного отбора. Для этого необходимо волевое усилие.(6) "Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью. Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад,опасны страх и остановка”.(7) По всем замечаниям и предложениям пишите по адресу tiger_85@bk.ru Примечания: 1.Ницше Ф. Собрание сочинений в 2 томах; 1 том; стр.207. 2.Синеокая Ю.В. Проблема сверхчеловека у Соловьёва и Ницше. 3.Ницше Ф. Собрание сочинений в 2 томах; 1 том; стр.239. 4.Синеокая Ю.В. Проблема сверхчеловека у Соловьёва и Ницше. 5.Ницше Ф. Собрание сочинений в 2 томах; 1 том; стр.250. 6.Лавров А.А. Философия Фридриха Ницше; стр.54. 7.Ницше Ф. Собрание сочинений в 2 томах; 2 том;стр.137.
| ||||||