Morsel vs your computer; www.morsell.narod.ru
Афоризм:
 *
Рисунок компьютера
Доска объявлений:
Идёт   набор в команду сайта, со всеми вопросами и предложениями обращаться по адресу: morsell@yandex.ru
Фото компьютера!
  • Навигация:      @
  • Поиск:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Главная  \  Читальня \ Философия  \ Теория о сверхчеловеке
  • Новости:

 

 

 

 

 

 

 

  • Рекомендуем:
  •  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание:

В этой статье я бы хотел  разобраться  не  только  в  идеях Фридриха  Ницше, но  и  в  авторстве  на   них. Для этого я обратился  к  великому  русскому психологу  Ф. М. Достоевскому.

Статья:

   Кто автор теории о "сверхчеловеке"?

       Европейский  гуманизм  духовно  кончился  в  Ницше…  Но  раньше  Ницше   раскрыл  роковой  и  неотвратимый конец  гуманизма  Достоевский,  именно  ему  удалось показать  гибель  человека  на  пути  человекобожества.(1)

Обыкновенно люди  считают  поверженных  кумиров  все же богами  и  оставленные  храмы - храмами. Достоевский же не то что сжег - он втоптал в грязь все, чему когда-то поклонялся. Свою прежнюю веру он уже не только ненавидел - он презирал ее. Таких примеров в истории литературы немного. Новейшее время, кроме Достоевского, может назвать только Ницше. С Ницше была точно такая же история. Его разрыв с идеалами и учителями молодости был не менее резким и бурным, а вместе с тем и болезненно мучительным. Достоевский говорит о перерождении своих убеждений, у Ницше идет речь о переоценке всех ценностей. В сущности, оба выражения - лишь разные слова для обозначения одного и того же процесса. Если взять во внимание это обстоятельство, то, пожалуй, теперь не покажется странным, что Ницше имел такое высокое мнение о Достоевском.

Вот его подлинные слова: "Достоевский, это - единственный психолог, у которого я мог кое-чему научиться; знакомство с ним я причисляю к прекраснейшим удачам моей жизни".  Ницше признал в Достоевском своего родного человека. И точно, если людей сближает, роднит не общность происхождения, не совместное жительство или сходство характеров, а одинаковость внутреннего опыта, то Ницше и Достоевский без преувеличения могут быть названы братьями… Но Ницше узнал Достоевского только по его книгам и тогда, когда его уже не было в живых.(2)

            Сразу  же  ответим  на  очень  важный  вопрос  об  авторстве теории  о  “сверхчеловеке”. Итак, условимся  говорить  о  ницшеанской  идее, называя ее так лишь потому, что именно этот философ смог точнее и нагляднее всего (но, однако, далеко не раньше) ее сформулировать. Даже чисто хронологически можно установить невозможность заимствование Достоевским у Ницше: смерть первого датируется 1881 годом, а Ницше заканчивает своего "Заратустру" лишь в 1885 году.(3) 

"В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель".

     Вспомним "Преступление и наказание". Ведь Родион Раскольников по сути не кто иной, как носитель  идеи свeрхчеловечества.(4)  Бунт Родиона  Раскольникова, порождённый  социальным неравенством общества   приводит  главного  героя  романа к  интересной  теории. Действительно,  люди делятся  на  “обыкновенных”  и  “необыкновенных”. Одни “ живут  в  послушании”  и  любят  быть  “послушными”. Другие  могут  всё  в  силу  своей  необыкновенности.  Это  Кеплеры, Магометы  и  Наполеоны,  именно  они  движут  миром,  именно  им  человечество  обязано  научными  открытиями. И за то, что без них не было бы развития на Земле, а возможно, и будущего  вообще, они могут  “дать себе разрешение перешагнуть через кровь” (5). Любовь к человеку и Миру требует жертв. От этого все только выиграют,  ну а десятки, сотни, тысячи, миллионы “низших” принесенных  на алтарь  - ничто, ведь они для этого и существуют. “И те  и другие имеют совершенно одинаковое право существовать, “ (6)  -  так заканчивает свою речь  Родион Раскольников. И ведь, наверное, в этот момент он и не сомневается ни в чем, хотя  преступление  во  имя  идеи  уже  совершено, страдания героя ужасны, но гордыня мешает самому себе признаться в том, что в теории все  выглядело более привлекательным. Не  зря  диалог  Родион ведет  с  Порфирием Петровичем, который не долго думая  ту же теорию объясняет так, как поймёт её  каждый из нас. Если ты обыкновенный, то с тобой можно делать, что захочется, а если необыкновенный, то бесчинствуй сколько влезет.

По сути, Заратустра, или сам Ницше, оказываются  двойниками Раскольникова, с той только разницей,  что  их  суждения вследствие их одиночества, не может ничто ограничить. В то время как главной проблемой Раскольникова  является то, что его мать и сестра по высказанной им теорией подходят под категорию "отребья", которую он, как "сверхчеловек", должен не  медля уничтожить. И самое страшное в этом то, что, убив старуху-процентщицу и не выдержав этого убийства, герой Достоевского не отказывается от этой теории, не разуверяется в ее истинности, а лишь осознает, что непригоден для роли Наполеона.(7)

Так, через шесть лет после того, как Достоевский сформулировал теорию “сверхчеловека”  устами Раскольникова, в "Бесах" он смог показать результат, к которому теория эта непременно должна была привести. От убийства старухи - процентщицы до целой сети разного рода убийств и самоубийств - здесь ясно прослеживается чудовищный прогресс и развитие мысли Родиона Романовича.(8)

Разумеется, Достоевский не единственный писатель, в произведениях которого нашел отражение образ сверхчеловека. Элементы этого образа можно найти и в произведениях других русских классиков. Так, например, в "Отцах и детях" Тургенева нигилист Базаров может смело претендовать на роль сверхчеловека (однако, не без некоторых "но").  В конце концов, тень сверхчеловека можно усмотреть и много раньше, у Лермонтова (при  большом желании Печорин

может быть представлен подобным образом. Но в том-то и дело, что в произведениях этих будут лишь тени сверхчеловека.

Идея эта во всей ее комплексности, многоплановости, во всей ее чудовищной мощи и безобразной, без прикрас, наготе нашла свое отражение, развитие и финал лишь у Федора Михайловича Достоевского. И настолько она сливается порой с ницшеанской идеей, что невольно возникает предположение о том, что, либо Ницше воспользовался прочитанным у Достоевского, либо мысли эти пришли к немецкому философу-филологу и к величайшему писателю-психологу одновременно, совершенно независимо друг от друга.(9)

Ясно одно: родство этих идей не означает родство выводов: Ницше закончил гимном сверхчеловеку, а Достоевский на десятилетие раньше смог предсказать последствия и зло.

  По всем замечаниям и предложениям пишите на tiger_85@bk.ru

 

Примечания:

1.Патрушев  А.И. Жизнь  и  драма  Фридриха  Ницше

2.Шестов  Л.  Достоевский  и  Ницше. Философия  трагедии.

3.Жейц  Е.А. Тема  сверхчеловека  в  произведениях  русских  классиков; стр.  30.

4. Там  же;

5.Александр  Дугин.  Фридрих Ницше – путь  к  Сверхчеловеку.

6.Достоевский  Ф.М.  Преступление  и  наказание. М. 1999;  стр. 141.

7.Жейц  Е.А. Тема  сверхчеловека  в  произведениях  русских  классиков;стр. 56.

8. Там  же;

9. Там  же;

 

   
 
Hosted by uCoz