* | ||||||
| ||||||
|
|
| ||||
Описание: В этой статье я бы хотел разобраться не только в идеях Фридриха Ницше, но и в авторстве на них. Для этого я обратился к великому русскому психологу Ф. М. Достоевскому. Статья: Кто автор теории о "сверхчеловеке"?Европейский гуманизм духовно кончился в Ницше… Но раньше Ницше раскрыл роковой и неотвратимый конец гуманизма Достоевский, именно ему удалось показать гибель человека на пути человекобожества.(1) Обыкновенно люди считают поверженных кумиров все же богами и оставленные храмы - храмами. Достоевский же не то что сжег - он втоптал в грязь все, чему когда-то поклонялся. Свою прежнюю веру он уже не только ненавидел - он презирал ее. Таких примеров в истории литературы немного. Новейшее время, кроме Достоевского, может назвать только Ницше. С Ницше была точно такая же история. Его разрыв с идеалами и учителями молодости был не менее резким и бурным, а вместе с тем и болезненно мучительным. Достоевский говорит о перерождении своих убеждений, у Ницше идет речь о переоценке всех ценностей. В сущности, оба выражения - лишь разные слова для обозначения одного и того же процесса. Если взять во внимание это обстоятельство, то, пожалуй, теперь не покажется странным, что Ницше имел такое высокое мнение о Достоевском. Вот его подлинные слова: "Достоевский, это - единственный психолог, у которого я мог кое-чему научиться; знакомство с ним я причисляю к прекраснейшим удачам моей жизни". Ницше признал в Достоевском своего родного человека. И точно, если людей сближает, роднит не общность происхождения, не совместное жительство или сходство характеров, а одинаковость внутреннего опыта, то Ницше и Достоевский без преувеличения могут быть названы братьями… Но Ницше узнал Достоевского только по его книгам и тогда, когда его уже не было в живых.(2) Сразу же ответим на очень важный вопрос об авторстве теории о “сверхчеловеке”. Итак, условимся говорить о ницшеанской идее, называя ее так лишь потому, что именно этот философ смог точнее и нагляднее всего (но, однако, далеко не раньше) ее сформулировать. Даже чисто хронологически можно установить невозможность заимствование Достоевским у Ницше: смерть первого датируется 1881 годом, а Ницше заканчивает своего "Заратустру" лишь в 1885 году.(3) "В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель". Вспомним "Преступление и наказание". Ведь Родион Раскольников по сути не кто иной, как носитель идеи свeрхчеловечества.(4) Бунт Родиона Раскольникова, порождённый социальным неравенством общества приводит главного героя романа к интересной теории. Действительно, люди делятся на “обыкновенных” и “необыкновенных”. Одни “ живут в послушании” и любят быть “послушными”. Другие могут всё в силу своей необыкновенности. Это Кеплеры, Магометы и Наполеоны, именно они движут миром, именно им человечество обязано научными открытиями. И за то, что без них не было бы развития на Земле, а возможно, и будущего вообще, они могут “дать себе разрешение перешагнуть через кровь” (5). Любовь к человеку и Миру требует жертв. От этого все только выиграют, ну а десятки, сотни, тысячи, миллионы “низших” принесенных на алтарь - ничто, ведь они для этого и существуют. “И те и другие имеют совершенно одинаковое право существовать, “ (6) - так заканчивает свою речь Родион Раскольников. И ведь, наверное, в этот момент он и не сомневается ни в чем, хотя преступление во имя идеи уже совершено, страдания героя ужасны, но гордыня мешает самому себе признаться в том, что в теории все выглядело более привлекательным. Не зря диалог Родион ведет с Порфирием Петровичем, который не долго думая ту же теорию объясняет так, как поймёт её каждый из нас. Если ты обыкновенный, то с тобой можно делать, что захочется, а если необыкновенный, то бесчинствуй сколько влезет. По сути, Заратустра, или сам Ницше, оказываются двойниками Раскольникова, с той только разницей, что их суждения вследствие их одиночества, не может ничто ограничить. В то время как главной проблемой Раскольникова является то, что его мать и сестра по высказанной им теорией подходят под категорию "отребья", которую он, как "сверхчеловек", должен не медля уничтожить. И самое страшное в этом то, что, убив старуху-процентщицу и не выдержав этого убийства, герой Достоевского не отказывается от этой теории, не разуверяется в ее истинности, а лишь осознает, что непригоден для роли Наполеона.(7) Так, через шесть лет после того, как Достоевский сформулировал теорию “сверхчеловека” устами Раскольникова, в "Бесах" он смог показать результат, к которому теория эта непременно должна была привести. От убийства старухи - процентщицы до целой сети разного рода убийств и самоубийств - здесь ясно прослеживается чудовищный прогресс и развитие мысли Родиона Романовича.(8) Разумеется, Достоевский не единственный писатель, в произведениях которого нашел отражение образ сверхчеловека. Элементы этого образа можно найти и в произведениях других русских классиков. Так, например, в "Отцах и детях" Тургенева нигилист Базаров может смело претендовать на роль сверхчеловека (однако, не без некоторых "но"). В конце концов, тень сверхчеловека можно усмотреть и много раньше, у Лермонтова (при большом желании Печорин может быть представлен подобным образом. Но в том-то и дело, что в произведениях этих будут лишь тени сверхчеловека. Идея эта во всей ее комплексности, многоплановости, во всей ее чудовищной мощи и безобразной, без прикрас, наготе нашла свое отражение, развитие и финал лишь у Федора Михайловича Достоевского. И настолько она сливается порой с ницшеанской идеей, что невольно возникает предположение о том, что, либо Ницше воспользовался прочитанным у Достоевского, либо мысли эти пришли к немецкому философу-филологу и к величайшему писателю-психологу одновременно, совершенно независимо друг от друга.(9) Ясно одно: родство этих идей не означает родство выводов: Ницше закончил гимном сверхчеловеку, а Достоевский на десятилетие раньше смог предсказать последствия и зло. По всем замечаниям и предложениям пишите на tiger_85@bk.ru
Примечания: 1.Патрушев А.И. Жизнь и драма Фридриха Ницше 2.Шестов Л. Достоевский и Ницше. Философия трагедии. 3.Жейц Е.А. Тема сверхчеловека в произведениях русских классиков; стр. 30. 4. Там же; 5.Александр Дугин. Фридрих Ницше – путь к Сверхчеловеку. 6.Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. М. 1999; стр. 141. 7.Жейц Е.А. Тема сверхчеловека в произведениях русских классиков;стр. 56. 8. Там же; 9. Там же;
| ||||||